ПАРЕНЬ ИЗ ЯВАСА-ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ МОРДОВИИ

Явас, Потьма, Парца, Ударный, Леплей, а все вместе — Дубравлаг — места не столь отдаленные, известны, пожалуй, по всей Руси великой. Теперь поселок Явас Зубово-Полянского района приобрел известность иного рода. Отсюда началась дорога в космос мордовского парня Володи Дежурова. Вспомним информационное сообщение: «14 марта 1995 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз ТМ-21», пилотируемый международным российско-американским экипажем: Владимиром Дежуровым (командир), Геннадием Стрекаловым и американским астронавтом Норманом Тагардом».

1995 год для полета совместного Российско-американского экипажа был определен не случайно. В 1975 году на околоземной орбите уже работали американские астронавты и советские космонавты на станции «Союз-Аполлон». Через двадцать лет американские и русские снова вместе в космосе — это был своеобразный юбилей.

Оставить свой след в мировой космонавтике дано далеко не каждому. Помимо глубоких знаний нужно иметь не только отменное здоровье, но и целеустремленность. Не одно десятилетие прошло с того дня, когда Юрий Гагарин, махнув рукой, произнес: «Поехали». Интерес к космосу с того далекого апрельского дня так и не остывает. На смену своих предшественников уже пришло новое поколение покорителей космических далей. И среди них — Владимир Дежуров.

Полет в космос — это удел немногих. Бывает, человек, пробыв более десятилетия в отряде космонавтов, уходит на пенсию, не достигнув желаемой цели. Путь к этой редкой и очень опасной профессии неимоверно тернист и труден.

Владимир родился 30 июля 1962 года в семье военнослужащих госучреждения ЖХ-385 Николая Серафимовича и Анны Васильевны Дежуровых вторым после сестры Галины. Тогда человечество уже отпраздновало годовщину первого полета человека в космос. Детвора грезила космосом. И если мальчишкам и девчонкам тех лет задавали вопрос: «Кем будешь, когда вырастешь?», непременно следовал ответ: «Космонавтом». Мало чем отличался от своих сверстников и Володя. Радовался скромным родительским подаркам. Когда родители купили велосипед «Орленок», он не расставался с ним: гонял на нем по поселку и по его окрестностям. И, если случались поломки, ремонтировал велосипед сам без помощи взрослых и содержал его в чистоте и порядке.

А еще Володя любил рыбалку: вставал еще до рассвета, когда только что начинали блекнуть звезды, и шел к реке Явас, которая несет свои прозрачные неторопливые воды через заливные луга и лес, подступающий к поселку. Бывало, возвращался с хорошим уловом. Когда в доме появился мотоцикл — это тоже было немалое событие в жизни подвижного и любознательного Володи. Нравилось ему прокатиться с ветерком. Скорость завораживала, хотелось ощутить приятную сладость полета. Иногда его можно было видеть на аэродроме, куда хоть изредка, но приземлялись самолеты и вертолеты. Незаметно пробежали школьные годы, встал вопрос: куда пойти учиться? И в то же время взор его непроизвольно устремлялся в небо. Но не сразу сознался сам себе, что это его стихия.

С техникумом электронных приборов что-то не сложилось. Решил поступать в Харьковское высшее военное летное училище. Серьезную медицинскую комиссию прошел со второй попытки. Дальше особых препятствий не было. На выпускных экзаменах летную подготовку принимал сам генерал Евгений Шапошников, в дальнейшем маршал авиации.

После училища служил в Одесском военном округе. Много летал. В 1986 году у Владимира состоялась беседа с руководителем центра подготовки космонавтов дважды Героем Советского Союза генерал-лейтенантом авиации В. А. Шаталовым. И уже через год жизнь старшего лейтенанта Дежурова круто изменилась: после отборочных испытаний его приняли в отряд космонавтов. В 1994 году успешно окончил военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина.

И все эти годы рядом с Владимиром были жена Елена, с которой он познакомился еще будучи курсантом, и его две дочки Анна и Светлана. И не зря говорят среди военных: «Надежный тыл — залог успеха». Имеется в виду надежная, крепкая и дружная семья.

К полету в космос шел уверенно. И не случайно на первой странице семейного фотоальбома рукой будущего космонавта выведено такое четверостишие:

У каждого есть в жизни полоса. Приходит час, назначенный для взлета, Взгляни на мир с вниманием пилота, И отпускай смелее тормоза.

Пришел тот час, назначенный для взлета. Без малого пять месяцев провел Владимир Дежуров со своими товарищами на околоземной орбите, на высоте 450 километров. О том, как проходил космический полет, о своих впечатлениях и переживаниях он охотно делится со своими земляками, когда приезжает домой.

Полет был не из легких. На стартовой площадке в первые же минуты из-за сильного ветра случился пожар. Веская причина, чтобы отменить на определенное время полет. Но россияне далеко не американцы. Старт не был отложен. И, словно в противовес неприятным неожиданностям на старте, корабль «Союз ТМ-21» удачно состыкован с пилотируемым комплексом «Мир». Это свершилось 16 марта 1995 года. Была встреча с друзьями. На комплексе тогда находились Александр Викторенко, Елена Кондакова, Валерий Поляков. А спустя шесть дней на комплексе «Мир» остались командир Владимир Дежуров, Геннадий Стрекалов и американский астронавт Норман Тагард. На околоземной орбите у российских космонавтов и американского астронавта прежде всего была работа.

17 июня Владимир Дежуров получил горькую весть: из жизни ушла мама Анна Васильевна. Для Владимира это было тяжелое испытание. Не стало дорогого и близкого человека. И виделись командиру корабля родительский дом, горем убитый отец, жена, дети, родственники, друзья, бабушка Дарья, мамина мама, уроженка Атюрьевского района, родившая одиннадцать детей (в живых у нее осталось только шесть).

Пять раз экипажу Дежурова приходилось выходить в открытый космос. А это всегда связано с немалым риском. Не обходилось и без казусов. Необходимо было срочно ввести в эксплуатацию солнечную батарею, но оказалось, что на земле при ее сборке допустили брак, и, чтобы батарея развернулась, надо было перепилить металлическую трубку, стены которой толщиной три миллиметра. Из центра управления последовало предложение: «Пользуйтесь подручными средствами».

Этот совет, по убеждению командира международного экипажа, и в земных условиях не всегда уместен, а уж в космических... Немало времени было потрачено на разрешение этой трудной задачи, а температура воздуха в открытом космосе на теневой стороне достигает 150 градусов ниже нуля. Выручили американцы. Они на своем грузотранспортном корабле многоразового использования «Шатл» доставили двухметровые ножницы, с их помощью была перекушена злосчастная трубка, и заработала солнечная батарея.

Владимир может рассказывать о непредвиденных обстоятельствах интересно, с присущим ему тонким юмором. И когда его спрашивают о самом ярком, запомнившемся моменте, то он непременно вспоминает о стыковке «Шатла» с комплексом. Когда она была произведена, комплекс продолжал содрогаться еще в течение получаса. Вес «Мира» сразу увеличился на 120 тонн. В ЦУПе не помнят, чтобы такая нагрузка лежала на одном стыковочном узле...

На протяжении многих лет в открытом космосе, как в безбрежном океане на маленьком островке с названием «Мир», существует параллельно с земной жизнью еще и космическая. Немало экипажей землян побывало на рукотворном комплексе, состоящем из нескольких модулей, где, по рассказам космонавта, легко и просто заблудиться. И такие случаи бывали: человеку свойственно теряться в объемном пространстве.

Вдали от земли несколько отличимы взаимоотношения людей между собой: сказываются разные характеры, темпераменты. Не последнюю роль играет психологическая совместимость. Каждый полет в космос прежде всего связан с научными исследованиями. Важны в длительных полетах и вопросы жизнеобеспечения. На комплексе можно даже помыться, правда не так, как в домашних условиях. Есть там помимо технической и обыкновенная питьевая вода. А вот что касается пищи, то американская отличается от российской. У американцев больше в пище всевозможных добавок и концентратов. Норман Тагард в первые недели полета начал сильно терять в весе. Он ворчал, бранился на своих соотечественников: «Что вы там мне такое наготовили?» А где-то к середине полета Норман сбросил 10 килограммов. Командир корабля, естественно, тоже был обеспокоен этим обстоятельством и принялся уговаривать астронавта есть картошку, гречневую кашу, свиную, говяжью тушенку и пить соки, приготовленные в России. Норман Тагард прислушался к словам командира экипажа. И в результате пошел на поправку. К концу полета он недобирал лишь одного килограмма до того веса, с которым был отправлен в космическую командировку.

После полета в космос Владимир побывал в США. Там с российским космонавтом и американским астронавтом встречался президент Билл Клинтон. Целый рабочий день покорители космоса провели в американском Конгрессе. В честь удачной работы совместного российско-американского экипажа в американском Музее космонавтики был дан банкет, на котором присутствовали более 3000 человек.

Родина высоко оценила работу Владимира на околоземной орбите в качестве командира совместного российско-американского экипажа. Он удостоен звания Героя России.

Желанный гость Дежуров и в Явасской средней школе. Там еще работает его первая учительница Ольга Петровна Смирнова, учившая Владимира с первого по четвертый класс. Она хорошо помнит, как при знакомстве в 1969 году с очередным первым классом, в котором насчитывалось более сорока учеников, к ней приблизился чернявый, с выразительной запоминающейся улыбкой на лице Володя Дежуров и подарил ей букет цветов. «У меня он учился только на «4» и «5». Я не помню, чтобы он кому-либо нагрубил. Очень вежливый. И потом, спустя годы, Володя при встречах обязательно остановится, поговорит. Не зазнайка». Людмила Ивановна Яковлева, начиная с пятого класса и по выпускной, была бессменным классным руководителем. Владимир обязательно выбирает свободную минутку и навещает учительницу. Им есть о чем поговорить, есть что вспомнить.

А жизнь продолжается, и не исключено, что еще не раз из космоса мы услышим голос Владимира Дежурова:

— Я с вами, земляки!

Владимир Дежуров, курсант

 

Главная

Сайт управляется системой uCoz